На главную

Карта сайта | О сайте | Найти

 

 

Контактная информация

 

Государственный

антинаркотический

комитет

Москва, ул. Школьная,

д. 31/33

 

Тел. +7 (495) 606-91-07

Факс +7 (495) 621-21-48

 

E-mail: info@stratgap.ru

 

Подробнее..

 > Главная

версия для печати

Проект стратегии

 

Проект

Внесен на утверждение

Президенту Российской Федерации 28.12.2009

 

 

СТРАТЕГИЯ

государственной антинаркотической политики

Российской Федерации

 

Введение

 

Необходимость принятия Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации (далее - Стратегия) обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков, ростом ВИЧ-инфекции, гепатитов и других опасных заболеваний.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г., одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом  наркотиков и их прекурсоров.

Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, а также лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью нации.

Стратегия исходит из того, что ключевым фактором негативного развития наркоситуации в Российской Федерации является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию России.

В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находящихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения.

На эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации.

Недостаточно эффективно организована профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией. Практически отсутствует государственная поддержка программ, направленных на работу с различными группами потребителей наркотиков, недостаточно поддерживаются реабилитационные программы общественных организаций, слабо используется потенциал групп самопомощи.

Необходимо принятие комплексных и сбалансированных мер, которые не только существенно снизили бы немедицинское потребление наркотиков и последствия их потребления, но и способствовали разрушению финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.

 

1. Общие положения

 

Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта. Стратегией определяются цель, принципы, основные направления и задачи  государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

Стратегия развивает и конкретизирует применительно к сфере антинаркотической деятельности соответствующие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В рамках Стратегии реализуются положения Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков,  масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, основываются на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, открытости, конкретности, системности, комплексности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества, недопустимости применения в Российской Федерации заместительных методов лечения больных наркоманией с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I и II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации, а равно легализации употребления отдельных наркотиков в немедицинских целях.

Достижение цели Стратегии осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:

сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;

сокращение спроса на наркотики путем организации системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;

развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Основные стратегические задачи:

разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией;

совершенствование организационного, нормативно-правового  и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Стратегия государственной антинаркотической политики -  официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, местного самоуправления, общественных объединений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность органов государственной власти Российской Федерации, Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных объединений,  направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Антинаркотическая деятельность - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных объединений по реализации государственной антинаркотической политики.

Субъектами антинаркотической деятельности являются:

Президент Российской Федерации - осуществляет руководство антинаркотической деятельностью;

Федеральное Собрание Российской Федерации - участвует в совершенствовании национального законодательства в сфере антинаркотической деятельности, а также существующей договорно-правовой базы международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками;

Государственный антинаркотический комитет - координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по реализации государственной антинаркотической политики;

антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях - обеспечивают координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организуют их взаимодействие с общественными объединениями и организациями по профилактике немедицинского потребления наркотиков и противодействию их незаконному обороту в рамках своих полномочий;

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - выполняет функции по реализации государственной антинаркотической политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации для лиц, потребляющих наркотики и больных наркоманией, а также в сфере фармацевтической деятельности, включая вопросы оборота наркотиков и их прекурсоров;

другие федеральные органы исполнительной власти - реализуют функции противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, а также профилактики немедицинского потребления наркотиков в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации полномочий;

высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации - осуществляют в рамках своих полномочий руководство антинаркотической деятельностью на территории субъектов Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации -реализуют государственную антинаркотическую политику в субъектах Российской Федерации;

органы местного самоуправления - участвуют в реализации государственной антинаркотической политики в части своей компетенции;

общественные организации и религиозные объединения - участвуют в профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики, в пределах своих полномочий оказывают содействие правоохранительным органам в противодействии незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, активизируют гражданское общество на создание обстановки нетерпимости к немедицинскому потреблению и распространению наркотиков.

Генеральная прокуратура Российской Федерации  - осуществляет надзор исполнения законодательства в сфере антинаркотической деятельности.

Объектами антинаркотической деятельности являются:

население страны, в первую очередь, дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров, а также лица, злоупотребляющие наркотиками без признаков зависимости, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

организации и учреждения, участвующие в легальном обороте наркотиков и их прекурсоров;

организованные преступные группы и сообщества, участвующие в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров.

 

2. Государственная система мониторинга наркоситуации в Российской Федерации

 

Мониторинг наркоситуации - система государственного наблюдения в сфере незаконного распространения и потребления наркотиков, а также их последствий.

Субъектами системы государственного мониторинга наркоситуации являются органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения в сфере своей компетенции.

Объект мониторинга - наркоситуация в субъектах Российской Федерации, федеральных округах и стране в целом.

Государственный мониторинг наркоситуации осуществляется в целях:

определения состояния наркоситуации в стране и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;

выявления, прогнозирования и оценки уровня угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

оценки эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики и формирования предложений по ее оптимизации.

Основу формирования государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации составляют:

организационные структуры, осуществляющие функционирование и развитие государственной системы мониторинга наркоситуации;

информационные ресурсы, содержащие данные и сведения о наркоситуации в стране;

средства информационного обмена субъектов мониторинга, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе современных информационных технологий.

Механизм функционирования системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации базируется на создании организационных структур, представляющих собой центры мониторинга с единой системой сбора, обработки и обобщения информации.

Источниками информации для мониторинга наркоситуации, являются информационные ресурсы органов государственной и муниципальной власти, результаты социологических исследований государственных научно-исследовательских учреждений, неправительственных и общественных организаций, а также информация компетентных органов зарубежных государств, международных организаций.

Государственная система мониторинга наркоситуации предусматривает проведение  исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков: социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других. При этом в рамках формирования государственной системы мониторинга обеспечивается унификация показателей и единых методов оценки наркоситуации в Российской Федерации.

Рассмотрение результатов мониторинга наркоситуации в стране на федеральном уровне проводится на заседании Государственного антинаркотического комитета, а на региональном уровне - на заседаниях антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации.

Государственная система мониторинга наркоситуации в Российской Федерации создается Правительством Российской Федерации.

 

 

3. Совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков

 

Основным содержанием системы мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте являются согласованные действия организационного, правоохранительного, нормативно-правового и международного характера, принимаемые государственными органами, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, при координирующей роли Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, направленные на противодействие нелегальному ввозу наркотиков из-за рубежа, а также их незаконному производству, транспортировке и распространению на территории страны.

Главными стратегическими угрозами в данной сфере являются контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии, синтетических наркотиков из Западной и Восточной Европы, кокаина из государств Латинской Америки, поступление в незаконный оборот химических веществ (прекурсоров), используемых при производстве наркотиков, использование внутренней сырьевой базы незаконного наркопроизводства, расширение немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены.

Стратегическими целями государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте являются:

создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации  от нелегального ввоза наркотиков из-за рубежа;

уничтожение инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри страны;

ликвидация сырьевой базы незаконного наркопроизводства на территории Российской Федерации;

недопущение поступления наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;

подрыв экономических основ наркопреступности;

пресечение преступных связей с международным наркобизнесом;

разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров;

пресечение оборота новых видов наркотиков, а также не контролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления.

Под системой защиты территории Российской Федерации  от контрабандного ввоза наркотиков из-за рубежа подразумевается комплекс мер, направленных на:

укрепление режима границ через организационно-техническое и административно-правовое регулирование;

расширение через международное сотрудничество возможностей пресечения культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков в Афганистане и наркотрафика в странах транзита.

Сокращение предложения наркотиков в незаконном обороте осуществляется с использованием экономических возможностей государства, выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов, включая ресурсную поддержку государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, путем развития системы их технического вооружения.

 

 

3.1. Организационные меры по сокращению предложения наркотиков

 

При реализации мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по пресечению деятельности организованных преступных групп (преступных сообществ), действующих в сфере незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров.

В целях обеспечения сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте обеспечивается комплексное развитие и совершенствование государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.

Принимаются меры по укреплению социальных гарантий для сотрудников государственных органов, осуществляющих антинаркотическую деятельность.

Российской Федерацией обеспечивается научно-техническая поддержка правоохранительной антинаркотической деятельности, оснащение государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, специальными средствами и техникой.

Разрабатывается программа мер по созданию и развитию системы профессиональной подготовки кадров в сфере антинаркотической деятельности.

Обеспечивается сотрудничество правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества для оказания содействия правоохранительным органам в противодействии незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, выявлении мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений и фактов их незаконного выращивания, выявлении коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.

 

 

3.2. Правоохранительные меры по сокращению предложения наркотиков

 

В целях пресечения контрабанды наркотиков на территорию Российской Федерации обеспечивается развитие системы противодействия организованной наркопреступности.

В целях решения задач уничтожения инфраструктуры незаконного производства, транспортировки и сетей наркораспространения на территории Российской Федерации формируется план правоохранительных мер, принимаемых во взаимодействии с государственными органами, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.

Снижение наркодавления на Российскую Федерацию обеспечивается развитием системы мер, включающей в себя:

повышение эффективности инструментов международного сотрудничества;

повышение эффективности пограничного контроля, в том числе путем развития сотрудничества правоохранительных органов государств-участников антинаркотической деятельности;

укрепление режима границ.

Обеспечивается участие Российской Федерации в реализации мероприятий по укреплению "поясов безопасности" вокруг Афганистана с целью пресечения незаконного ввоза опиатов.

Проводятся согласованные межгосударственные профилактические, оперативно-разыскные мероприятия по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика.

Решение задач обеспечения антинаркотической безопасности достигается путем укрепления государственной границы Российской Федерации и границ Таможенного союза, повышения их технической оснащенности, создания и совершенствования механизмов контроля за грузами, пересекающими таможенную границу Российской Федерации.

Для недопущения нелегального ввоза наркотиков в Российскую Федерацию совершенствуется система мер государственного контроля за иностранными гражданами (лицами без гражданства), прибывающими (находящимися) в Российскую Федерацию, в особенности из наркоопасных регионов мира.

Принимаются целенаправленные меры по обеспечению общей безопасности в морских акваториях. Создается система мер контроля за инфраструктурой морских грузопассажирских перевозок.

Принимаются меры по выявлению новых видов психоактивных веществ с целью их классификации и решения вопроса о включении в списки I, II, III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Обеспечиваются меры по пресечению незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно-досуговых мероприятий.

Безопасность легального оборота наркотиков в Российской Федерации обеспечивается за счет совершенствования государственного механизма контроля за его осуществлением и, особенно, за оборотом прекурсоров.

Формируется система мер, обеспечивающих  разработку и производство новых лекарственных средств, содержащих наркотики (в масляных формах, пластыри и др.), извлечение которых легкодоступным путем невозможно и применение которых в немедицинских целях затруднено. 

При решении задач по уничтожению имеющейся в Российской Федерации сырьевой базы незаконного наркопроизводства совершенствуется система выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, разрабатываются научные методики применения химических веществ для уничтожения наркосодержащих растений, а также снижения содержания в них психоактивных веществ.

 

3.3. Совершенствование нормативной правовой базы сокращения  предложения наркотиков

 

Российская Федерация реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

При реализации данных мер обеспечивается имплементация передового международного опыта нормативного регулирования.

В целях сокращения предложения наркотиков обеспечивается ужесточение административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в том числе за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, а также в учреждениях или местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий.

Российская Федерация обеспечивает принятие мер, направленных на стимулирование социальной активности по информированию органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, о фактах их незаконного оборота.

Принимаются системные меры по совершенствованию условий деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, по подрыву экономических основ наркопреступности.

 

4. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики

 

Система мер по сокращению спроса на наркотики направлена на оздоровление нации путем снижения потребления наркотиков, а также уменьшения вреда и неблагоприятных последствий употребления наркотиков, строится на основе приоритета профилактических мер административного, медицинского и общественного характера и включает в себя:

- государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков;

- наркологическую медицинскую помощь;

- медико-социальную реабилитацию больных наркоманией.

Основными угрозами в данной сфере являются:

широкое распространение в обществе толерантного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;

увеличение численности лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотиков;

недостаточная эффективность организации оказания наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией;

сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений, наркологических реабилитационных центров (отделений) в субъектах Российской Федерации и численности врачей психиатров-наркологов;

недостаточная доступность медико-социальной реабилитации для больных наркоманией;

увеличение численности лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотиков;

смещение личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей;

недостаточно широкий для обеспечения занятости молодежи спектр предложений на рынке труда.

 

4.1. Государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков

 

Государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании.

Стратегической целью профилактики немедицинского потребления наркотиков является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:

создание правовой основы профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними - ювенальной юстиции, как правового механизма формирования  и реализации реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних;

формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, а также повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте;

организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;

организация профилактической работы в организованных (трудовых и образовательных) коллективах;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности, посредством ежегодной диспансеризации;

создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование и стимулирование развития волонтёрского молодёжного антинаркотического движения;

формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;

формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения.

В формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков направлены на все категории населения, в первую очередь на детей и молодёжь, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также на лиц групп риска немедицинского потребления наркотиков.

Одним из предпочтительных направлений антинаркотической работы является включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования модуля по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также программы, направленные на соответствующую целевую аудиторию (далее - целевые программы). При этом реализация целевых программ должна охватывать следующие возрастные и социальные группы:

- дети и подростки в возрасте до 17 лет включительно (обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений и осужденные в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы России);

- молодежь в возрасте до 30 лет включительно;

- работающее население;

- призывники и военнослужащие.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из групп риска немедицинского потребления наркотиков, освоения и раскрытия ресурсов психики и личности, поддержке молодого человека и помощи ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

Также необходимо разработать механизмы социального партнерства между государственными структурами и российскими компаниями и корпорациями, общественными объединениями и организациями при проведении профилактических мероприятий антинаркотической направленности.

 

4.2. Наркологическая медицинская помощь

 

Оказание наркологической медицинской помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков, осуществляется в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Современное состояние системы наркологической медицинской помощи определяется:

недостаточной результативностью наркологической медицинской помощи;

сокращением числа специализированных государственных наркологических медицинских учреждений и снижением качества их кадрового обеспечения;

недостаточностью финансового и технического обеспечения наркологической медицинской помощи.

Стратегической целью государственной политики в области развития наркологической медицинской помощи является своевременное выявление и лечение лиц, незаконно потребляющих наркотики, совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, повышение ее доступности и качества, снижение уровня смертности.

Основные мероприятия по повышению эффективности и развитию наркологической медицинской помощи:

подготовка и внедрение Порядка оказания наркологической медицинской помощи и Стандартов оказания наркологической медицинской помощи;

совершенствование основ законодательного, экономического и иного обеспечения организации обязательных форм оказания медицинской помощи больным наркоманией, в том числе вопросов межведомственного взаимодействия и его информационного обеспечения;

формирование государственной программы научных исследований в области наркологии;

недопущение применения в Российской Федерации заместительных методов лечения наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки I и II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации, а равно легализации употребления отдельных наркотиков в немедицинских целях;

совершенствование методов диагностики наркомании, обследования, лечения больных наркоманией;

регулярная подготовка специалистов в области оказания наркологической медицинской помощи, а также специалистов первичного звена здравоохранения;

улучшение финансового обеспечения деятельности специализированных государственных наркологических учреждений субъектов Российской Федерации, наркологических подразделений лечебных учреждений муниципальных образований за счет средств бюджетов всех уровней;

принятие мер по укреплению социальных гарантий для сотрудников наркологической службы.

 

4.3. Реабилитация больных наркоманией

 

Реабилитация больных наркоманией определяется как совокупность медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления наркотиков.

Современное состояние системы реабилитации лиц, больных наркоманией, определяется:

несовершенством нормативной правовой базы по реабилитации больных наркоманией;

недостаточным финансированием реабилитационного звена наркологической медицинской помощи за счет бюджета субъектов Российской Федерации;

незначительным числом наркологических реабилитационных центров, а также реабилитационных отделений в структуре действующих наркологических учреждений в субъектах Российской Федерации и низким уровнем их кадрового обеспечения;

слабым развитием системы мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, к участию в реабилитационных программах, а также механизма отбора участников для включения в программы реабилитации;

недостаточной эффективностью медико-социальных мероприятий, обеспечивающих восстановление социально значимых ресурсов личности больного наркоманией и его дальнейшую социализацию в обществе;

отсутствием условий для социальной и трудовой реинтеграции участников реабилитационных программ.

Стратегической целью государственной политики в сфере реабилитации больных наркоманией является формирование многоуровневой системы, обеспечивающей доступность к эффективным программам реабилитации лиц, больных наркоманией, восстановление их социального и общественного статуса, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных наркоманией.

Основными направлениями развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации являются:

организация реабилитационных наркологических центров (отделений) в субъектах Российской Федерации;

финансирование наркологических диспансеров и других специализированных наркологических учреждений субъектов Российской Федерации на организацию деятельности наркологических реабилитационных подразделений;

укрепление кадрового потенциала наркологических реабилитационных центров (отделений) и подразделений с целью обеспечения бригадного метода работы с больными наркоманией;

систематическая подготовка и переподготовка специалистов (врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, клинических психологов, социальных работников) по вопросам медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

повышение доступности медико-социальной реабилитации для больных наркоманией, а также для обратившихся за медицинской помощью лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;

организация системы обучения и трудоустройства больных наркоманией, прошедших медико-социальную реабилитацию;

разработка критериев оценки эффективности работы наркологических реабилитационных центров (отделений), а также немедицинских реабилитационных организаций;

совершенствование методов медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

формирование правовых основ, обеспечивающих использование  потенциала традиционных религиозных конфессий, неправительственных и общественных организаций в государственной системе реабилитационной помощи;

введение системы государственного контроля деятельности немедицинских реабилитационных учреждений вне зависимости от их организационно-правовой формы;

формирование системы подготовки и аттестации кадров, участвующих в оказании немедицинской реабилитационной помощи; 

формирование действенного механизма государственной поддержки научных исследований в области реабилитации больных наркоманией, разработки и внедрения инновационных программ реабилитации и реинтеграции больных наркоманией;

формирование системы информирования населения о спектре реабилитационных услуг, предоставляемых на государственном, региональном и муниципальном уровнях;

создание механизмов мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, на участие в реабилитационных программах;

создание механизмов целенаправленной работы с родственниками лиц, участвующих в реабилитационных программах, обеспечивающей формирование социально-позитивного окружения реабилитируемых;

разработка механизмов государственной поддержки учреждений, обеспечивающих социальную и трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ.

Основные мероприятия по развитию медико-социальной реабилитации:

подготовка Программы развития медико-социальной реабилитации, в рамках которой планируется внедрить в деятельность региональных наркологических реабилитационных учреждений малозатратные технологии и стационарозамещающие формы оказания реабилитационной помощи, включая организацию лечебно-трудовых мастерских, а также оснастить их оборудованием для оказания консультативной, диагностической и восстановительной медицинской помощи.

 

5. Основные направления развития международного сотрудничества

 

Стратегическими целями международного сотрудничества Российской Федерации в сфере контроля над наркотиками являются:

обеспечение эффективного решения задач по реализации государственной антинаркотической политики посредством использования механизмов многостороннего и двустороннего  сотрудничества с иностранными государствами, региональными и международными организациями, включая расширение необходимой договорно-правовой базы;

укрепление существующей системы международного контроля за оборотом наркотиков на основе соответствующих Конвенций ООН, резолюций Совета Безопасности, решений Генеральной Ассамблеи и других органов системы ООН.

Достижение этих целей обеспечивает развертывание многоуровневой системы международного антинаркотического сотрудничества Российской Федерации как механизма координации  усилий всех участников борьбы с наркобизнесом.

Приоритетными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в сфере контроля над наркотиками являются:

осуществление противодействия глобальной наркоугрозе с учетом принципиальной позиции Российской Федерации о центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности в борьбе с новыми вызовами и угрозами;

концентрация основных усилий в данной сфере на борьбе с контрабандой в Российскую Федерацию опиатов и каннабиса из Афганистана и Центральной Азии;

повышение роли России в оказании технического содействия Исламской Республике Афганистан и другим государствам Западной и Центральной Азии в противодействии афганской наркоугрозе;

ведение целенаправленной работы по прогнозированию и ликвидации угроз национальной безопасности Российской Федерации со стороны других типов наркотиков, включая синтетические;

развитие регионального сотрудничества в сфере контроля над наркотиками с использованием потенциала таких международных организаций и структур как ОДКБ, ШОС, СНГ, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и других, в том числе в контексте укрепления "поясов" антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана;  

комплексное изучение проблем, связанных с контролем над наркотиками, включая сокращение предложения и спроса на них, и выработка совместных мер по решению указанных проблем в контактах с "Группой восьми", в первую очередь с представителями США, ЕС, НАТО, а также на соответствующих площадках АТР, Африки, Латинской и Северной Америки.

 

6. Организационно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности и механизм контроля за реализацией Стратегии

 

Совершенствование организационного, правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности осуществляется в целях повышения уровня координации субъектов антинаркотической деятельности и качества их работы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории Российской Федерации, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики.

Совершенствованию организационного обеспечения антинаркотической деятельности будет способствовать:

разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

повышение роли антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации в части законодательного закрепления обязательности исполнения решений комиссий для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации;

разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления мероприятий, направленных на профилактику немедицинского потребления наркотиков и наркопреступности, а также антинаркотической пропаганды;

создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов по вопросам противодействия немедицинскому потреблению и незаконному распространению наркотиков с гражданами и институтами гражданского общества;

создание государственного научно-исследовательского центра с системой филиалов в федеральных округах, работающего на основе междисциплинарного подхода и продвигающего передовые мировые практики антинаркотической политики.

Совершенствование нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности предусматривает:

совершенствование законодательства по основным стратегическим направлениям государственной антинаркотической политики;

совершенствование уголовно-правового законодательства в части гармонизации диспозиционных конструкций с мерами уголовного наказания в зависимости от тяжести совершенных преступлений, более широкого использования административной преюдиции, обеспечения гибкости системы наказания, предусматривающей дифференциацию ответственности;

введение в законодательство Российской Федерации норм, предоставляющих подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием, а также устанавливающих механизм контроля за принятыми данной категорией лиц обязательствами по лечению и ответственность за их невыполнение;

обеспечение административно-правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, действия которых могут создавать условия, способствующие распространению немедицинского потребления наркотиков, особенно в группах риска;

внесение изменений в законодательство, предоставляющих возможность включения вопросов деятельности органов местного самоуправления в сфере  профилактики немедицинского потребления наркотиков и антинаркотической пропаганды в перечень вопросов местного значения;

уточнение законодательства в сфере информации и информатизации  в части разработки механизмов, препятствующих пропаганде  потребления наркотиков, а также позволяющих более активно использовать средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни;

принятие мер, стимулирующих развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и гармонизацию национальных законодательств государств-участников антинаркотической деятельности;

создание законодательных и правовых условий, позволяющих гарантировать проведение антинаркотической пропаганды и профилактики в средствах массовой информации;

нормативное правовое регулирование деятельности немедицинских организаций различных форм собственности, частных лиц в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации больных наркоманией.

Корректировка настоящей Стратегии осуществляется Государственным антинаркотическим комитетом по результатам мониторинга наркоситуации в Российской Федерации.

Система документов стратегического планирования (государственные программы в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и противодействия их незаконному обороту, планы по реализации настоящей Стратегии, региональные целевые и комплексные программы) формируется Правительством Российской Федерации, Государственным антинаркотическим комитетом, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Информационную основу реализации Стратегии призвано обеспечить  создание единого межведомственного банка данных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, содержащего сведения, позволяющие своевременно реагировать на изменения наркоситуации в Российской Федерации, принимать обоснованные оперативные  решения.

Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Президенту Российской Федерации  о деятельности Государственного антинаркотического комитета.

Реализация Стратегии на федеральном уровне осуществляется через план мероприятий (государственную программу).

Государственный антинаркотический комитет на своих заседаниях заслушивает руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам выполнения плана мероприятий (государственной программы) по реализации Стратегии.

Реализация Стратегии на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления.

 

 

7. Ожидаемые результаты и риски

 

Ожидаемые результаты реализации Стратегии:

существенное сокращение предложения наркотиков и их спроса;

существенное сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков;

создание и функционирование государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

создание и функционирование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков;

современная система лечения и реабилитации больных наркоманией.

стратегические планы по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации;

действенная система мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации;

надежный государственный контроль за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

организационное, нормативно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности.

Управляемые риски: снижение уровня обустройства и охраны государственной границы Российской Федерации; сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений и численности врачей психиатров-наркологов, психологов, социальных работников, снижение доступности, качества и эффективности мероприятий профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики.

Частично управляемые риски: формирование в обществе толерантности к незаконному потреблению наркотиков, дискредитация деятельности государственных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков; усиление попыток легализации заместительной терапии с использованием наркотических препаратов и пропаганды потребления наркотиков под предлогом программ замены шприцов; увеличение численности лиц, вовлеченных в незаконное потребление наркотиков.

Неуправляемые риски: рост преступности (включая международную) в сфере незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров с появлением новых каналов контрабанды; увеличение уровня незаконной миграции; появление в незаконном обороте новых наркотических средств и обладающих наркогенным потенциалом психотропных веществ.

Меры противодействия: корректировка Стратегии на основе оценки характера, масштабов и последствий воздействия неблагоприятных факторов на достижение генеральной цели и решение задач Стратегии. 

 

8. Заключительные положения

 

Стратегия рассчитана на период с 2010 по 2020 год.

Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, всех органов государственной власти и управления, общественных объединений и организаций.

Для решения задач, поставленных в настоящей Стратегии, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку антинаркотической деятельности по всем направлениям.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку антинаркотической деятельности являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

 

 

 

Цифры и факты

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Карта сайта | О сайте | Контактная информация | Наш баннер

Copyright © 2009 Государственный антинаркотический комитет

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Система управления сайтами InfoDesignerWeb InfoDesignerWeb